МА – 2х, 8+
МА лв – 1х
ЖА – 1х, 4х
Международная Владивостокская регата за три года своего существования превратилась в знаковое событие не только для спортивной жизни Дальнего Востока, но и для всего российского гребного спорта. Ежегодно проводимая в рамках Восточного экономического форума, регата демонстрирует успешный симбиоз профессионального спорта, деловой активности и культурного обмена.
История этого спортивного мероприятия началась 9 сентября 2022 года, когда в живописной бухте Новик на острове Русский состоялись первые соревнования. Выбор места проведения не был случайным - естественный 12-километровый гребной канал, надежно защищенный сопками от ветров, идеально подходил для проведения состязаний международного уровня. Дебютная регата собрала спортсменов из четырех стран: России, Китая, Республики Беларусь и Узбекистана. Особенностью первого турнира стало включение в программу соревнований по гребле-индор, а также показательные выступления с участием руководства Минспорта России и других высокопоставленных гостей форума.
Уже в 2023 году мероприятие продемонстрировало впечатляющий рост. География участников расширилась вдвое - к четырем странам-участницам первого года добавились команды из Сербии, Ирана, Казахстана и Кубы. Трехдневная программа соревнований включала как традиционные водные дисциплины на дистанции 500 метров, так и греблю-индор на 2000 метров. Особую интригу турниру придала напряженная борьба за командное первенство, в результате которой сборная Республики Беларусь завоевала главный трофей - лопасть весла с автографами участников ВЭФ.
2024 год стал новым этапом в истории регаты. Впервые соревнования перенеслись в самое сердце Владивостока - на водную станцию Тихоокеанского флота. Это решение позволило привлечь рекордное количество зрителей и придать мероприятию новый масштаб. Двухдневная программа превратилась в настоящий спортивный фестиваль, где помимо соревнований по прибрежной гребле (1000 м) и гребле-индор, зрители могли насладиться модными показами местных дизайнеров, выступлениями танцевальных коллективов, концертом группы «Губер Бэнд», музыкальными сетами от DJ Грув и шоу флайбордистов. В спортивной части турнира триумфаторами стали российские гребцы, получившие главный приз - лопасть весла сборной России c подписью вице-премьера РФ – полпреда Президента РФ в ДФО Юрия Трутнева.
В 2025 году Международная Владивостокская регата снова пройдёт в центральной части столицы Приморья – на водной станции ТОФ. Организаторы планируют сделать мероприятие еще более зрелищным, сохранив сочетание профессионального спорта и праздничной атмосферы.
Если вы хотите узнать о гребле больше, заходите на историческую страницу и открывайте словарь.
Гребля — циклический вид спорта, в котором один или несколько игроков двигают лодку с помощью весел. Академическая гребля бывает парной и распашной — парная выполняется двумя веслами, а распашная — одним.
Гоночные лодки — легкие, длинные и узкие судна. Там есть подвижные сиденья (банки), а весла крепятся за бортом на вертлюгах — специальных шарнирах. Длина лодок составляет не менее 7,2м. Лодки отличаются по числу гребцов: одиночка, двойка, четверка, восьмерка.
Подножка — обувь гребцов, которая крепится к лодке и используется для толчков и опоры во время движения.
Положение весла — гребцы распашного весла делятся на две категории — загребные, когда весло справа, и баковые, когда весло слева. В команде бывает один, два, четыре или восемь гребцов.
Полозки — пара рельсов, которые помогают сиденьям двигаться и одновременно ограничивают их.
Фальшборт — пластины вдоль бортов, защищающие спортсменов от брызг.
Эргометр — устройство, измеряющее объем работы гребцов. Оно позволяет имитировать движения спортсмена на воде и рассчитывать нужное для достижения цели количество нагрузки.
Техника гребка — в ней есть два главных момента: начало («зацеп» или «захват») и конец гребка. Они влияют на скорость, направления и баланс. Чем больше людей в лодке, тем сложнее — важно все делать синхронно.
Гребной танк — тренажер для практики спортсменов во время подготовки к соревнованию. Это искусственный резервуар с водой, где движение воды дает точное ощущение соревнований.
История гребли начинается даже не с первых соревнований, а с освоения человеком воды. Тогда люди использовали для передвижения связки деревьев или тростника, а вместо весел гребли сами — руками и ногами.
Первые лодки из папируса построили более шести тысяч лет назад в Египте. Сохранились подробные рисунки — изображали и лодку с веслами на бортах, и с веслами у гребцов в руках. Первые гонки устраивали в Древнем Египте по Нилу. Позже они появились и в Древнем Риме.
Академическая гребля как вид спорта начала развиваться в Англии. В XVI веке лодки и баржи для перевозки пассажиров и грузов на Темзе стали использовать для гонок. В своем статусе гребля окончательно закрепилась в 1715 году, когда провели первую гонку имени актера Томаса Доджета — ее организатора. А первая регата между британскими университетами Оксфордом и Кембриджем в 1775 году только подтвердила статусность этого вида спорта. Гребля распространилась по Европе, Австралии и Северной Америке.
В России академическая гребля начала развиваться в XVIII веке. Первой спортивной организацией̆ стал Санкт-Петербургский речной яхт-клуб, открытый 21 мая 1860 года. В Москве такой же появился в 1867 году.
На Олимпийских играх гребля появилась в 1900 году в Париже. Тогда в соревнованиях по гребле приняли участие всего четыре страны.
С 1909 года российские гребцы стали встречаться с зарубежными спортсменами. Например, Михаил Кузик дважды выигрывал открытый чемпионат Нидерландов, а Анатолий Переселенцев побеждал на одиночке в первенстве Франции и в двойке парной — на чемпионате Европы.
Дебютные союзные первенства и Первая всесоюзная Спартакиада прошли в двадцатых годах XX века. В 1922 году было первое первенство РСФСР по гребле и плаванию, в 1925 — первенство СССР, где все призовые места достались спортсменам Москвы и Ленинграда. А через три года в Москве устроили I Всесоюзную Спартакиаду с более чем семью тысячами участников.
С 1945 года чемпионаты Советского Союза стали ежегодными. В 1950 году на Москве-реке устроили первые международные соревнования со спортсменами из Чехословакии. Ровно через год советские гребцы приехали на I Всемирные студенческие игры в Берлин, завоевали шесть золотых медалей и первое место в общекомандном зачете.
Федерация гребли СССР вступила в Международную ассоциацию гребных обществ в 1952 году. В то время наши гребцы постоянно занимали призовые места на крупнейших соревнованиях.
Примечательно, что женщины начали участвовать в Олимпийских играх только с 1976 года.
На знаменитой советской Олимпиаде-80 гонки проходили на гребном канале в Крылатском. А на летних Олимпийских играх 1996 года в Атланте впервые провели соревнования в лёгком весе.
В девяностых страна потеряла спортивную инфраструктуру и утратила лидерство в гребле, но к началу нулевых — а именно в 2004 — российские спортсмены получили первое олимпийское «золото» после 28 лет перерыва.
В 2018 году российская женская четверка завоевало золото на Чемпионате Европы по летним видам спорта в Глазго. В 2021 год россияне завоевали первые с 2004 года олимпийские медали: серебро в финалах женских двоек и одиночки.
Регата пройдет в бухте Новик на о. Русский и соберет международные студенческие команды как российских вузов, так и команды вузов стран Азиатско-Тихоокеанского региона и Великобритании.
Регата станет ярким и статусным
Международная Владивостокская регата пройдёт 9 сентября 2022 года во Владивостоке в бухте Новик на острове Русский. Приходите пораньше, чтобы не пропустить самое интересное.